Роль учетной политики в формировании показателей бухгалтерской отчетности

Принципы формирования показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности

Роль учетной политики в формировании показателей бухгалтерской отчетности

Учетная политика для целей бухгалтерского учета регулируется ПБУ 1 и другими Положениями по бухгалтерскому учету.
Обязанность формирования учетной политики, определяющей порядок ведения налогового учета для составления налоговой отчетности, установлена  Налоговым кодексом РФ. Необходимость принятия учетной политики в части налогообложения определяется тем, что налоговое законодательство предоставляет налогоплательщикам право выбора вариантов налогообложения по некоторым налогам (например, по налогу на добавленную стоимость).
Учетная политика в части формирования учетной информации для внутреннего пользования не регламентируется государственными нормативными документами, а устанавливается по желанию собственников, исходя из конкретных условий деятельности организации, обычаев делового хозяйственного оборота и финансовых возможностей.
Учетная политика утверждается приказом руководителя организации, поскольку именно на руководителя законодательно возлагается организация учетной системы. Однако процесс формирования учетной политики возлагается на главного бухгалтера или иное лицо, назначенное руководителем для осуществления функции ведения бухгалтерского учета.
Учетная политика с учетом внесенных в нее изменений должна быть принята и оформлена до начала событий, которые подлежат учету в определяемом ею порядке, то есть до начала финансового года или до первой отчетности вновь созданных организаций, но не позднее 90 дней от даты государственной регистрации организации. 
Положения учетной политики распространяются на все структурные подразделения организации независимо от их организационно-правового статуса или места нахождения.
В рамках учетной политики должны определяться:
- общие формы организации учетных процессов, определяющие процедуру учетного процесса и лиц, ответственных за ее исполнение;
- способы первичного наблюдения и регистрации объектов учета;
- порядок проведения инвентаризаций активов и обязательств организации;
- способы измерения или оценки объектов учета;
- порядок осуществления внутреннего контроля совершаемых хозяйственных операций;
- способы текущей группировки информации в виде накопления на счетах и в регистрах учета;
- способы итогового обобщения информации в виде финансовой, налоговой или внутренней отчетности.
Приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н утверждено новое положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/2008. Оно пришло на смену ПБУ 1/98 и обязательно к применению при формировании учетной политики на 2009 год. ПБУ 1/2008, с одной стороны, сохраняет преемственность с ПБУ 1/98 и не предполагает каких-либо кардинальных изменений в части формирования и раскрытия учетной политики. С другой стороны, оно содержит ряд новых положений, которых не было раньше.

Новое ПБУ расширило круг лиц, имеющих право формировать учетную политику. Это может быть не только главный бухгалтер, но и другое должностное лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета в организации (пункт 4 ПБУ 1/2008).
Согласно новому порядку компания может утверждать в учетной политике все формы первичных учетных документов, а не только те, по которым нет типовой формы.
При формировании учетной политики можно учитывать правила МСФО. В частности, организация может исходить из Международных стандартов финансовой отчетности, если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета (пункт 7 ПБУ 1/2008).
В новом ПБУ 1/2008 более подробно изложен порядок корректировки бухгалтерской отчетности при внесении изменений в учетную политику. Если последствия изменений могут быть оценены, то корректируется входящий остаток по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
Изменение учетной политики может производиться не только с начала отчетного года, если это обусловлено причиной такого изменения.
Согласно п.7 ПБУ 1/2008 формирование учетной политики по конкретному направлению ведения и организации учета  означает выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными документами по бухгалтерскому учету. В тех случаях, когда по конкретному вопросу в нормативных документах возможные способы ведения учета не установлены, организация осуществляет разработку соответствующего метода самостоятельно. Приведенный порядок формирования учетной политики означает, в частности, что по конкретным вопросам способы учета отдельных объектов в финансовом и налоговом учете могут не совпадать. При этом способы ведения учета должны соответствовать действующему законодательству и обеспечивать выполнение стоящих перед учетом задач. Для достижения этих целей учетная политика должна обеспечивать выполнение требований полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания над формой, непротиворечивости и рациональности.
Формирование учетной политики по всем направлениям учета должно осуществляться в соответствии с назначением учетной информации применительно к конкретным условиям и отраслевым особенностям деятельности организации с учетом аналитического подхода к  рассмотрению всех возможных вариантов исполнения учетных процедур.
При формировании учетной политики, а в последующем и в пояснительной записке к годовой финансовой отчетности, предполагается необходимым раскрыть ряд обстоятельств хозяйственной деятельности, а отсюда и организации учета.
Порядок организации учетных процедур можно классифицировать по признаку их назначения как организационный, технический и методический аспекты учетной политики. При этом следует иметь в виду, что если организационные аспекты учетной политики относятся в основном к сфере полномочий руководителя организации, то в соответствии с требованиями статьи 7 Закона «О бухгалтерском учете» и по существу раскрываемых вопросов, технический и методический аспекты учетной политики должны формироваться учетными работниками.
Организационная составляющая учетной политики заключается в определении организационной формы управленческих служб, осуществляющих учетные процессы. В частности, руководитель организации должен установить: кто и в какой форме осуществляет финансовый, налоговый и управленческий учет, насколько интегрированы процедуры всех перечисленных направлений учета, а также в какой мере централизованы или децентрализованы учетные процедуры при наличии в организационной структуре организации обособленных подразделений.
Технический аспект учетной политики раскрывает приемы осуществления учетных процедур и заключается вобеспечении единообразия их осуществления в рамках организации.  К числу технических приемов можно отнести такие аспекты учетной политики как формы и способы ведения бухгалтерского учета, рабочий план счетов, документирование и организация документооборота, определение порядка проведения инвентаризаций, регламент материальной ответственности и расчетов с работниками по подотчетным суммам. 
Методический аспект учетной политики предполагает выбор методов осуществления учетных процедур, способов измерения и оценки объектов учета, группировки информации на счетах или в регистрах учета. В частности, должны быть предусмотрены процедуры признания и принятия к учету соответствующих объектов, способы их измерения и оценки, формы расчетов.
Кроме того, учетная политика должна раскрывать порядок признания и оценки всех видов доходов и расходов организации для целей финансового и налогового учета, хотя данная информация может не совпадать по структуре, порядку признания и оценке  не только в части разных, но и в рамках одного и того же направления учета.
В число обязательных вопросов, подлежащих раскрытию в рамках учетной политики,  также включаются:
- порядок принятия к учету, группировка установления сроков полезного использования и методов начисления амортизации основных средств и нематериальных активов в финансовом и налоговом учете;
- порядок учета заготовления и оценки товарно-материальных ценностей  при их принятии к учету и списании;
- установление методов группировки и учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции;
- методы учета выпуска готовой продукции;
- методы учета и распределения косвенных расходов, в том числе общехозяйственных расходов и услуг вспомогательных производств и хозяйств;
- порядок учета  расходов будущих периодов;
- порядок образования и расходования средств целевого финансирования и целевых поступлений и другие.
Традиционно формируемая учетная политика структурно может включать или совмещать два раздела: 1-ый раздел «Организационно – технические способы ведения учета» и 2-ой – «Методические приемы и способы ведения учета».
Учетная политика может быть представлена двумя самостоятельными документами, а может состоять из двух разделов: 1-ый раздел «Учетная политика для целей бухгалтерского учета» и 2-ой раздел «Учетная политика для целей налогообложения».

 

Дополнительная информация